Советы психолога по вопросам воспитания

Советы психолога по инклюзивному образованию в школе

Советы психолога - ученикСоветы психолога по инклюзивному образованию. Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (в дальнейшем ОВЗ). Она основанна на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов. Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья.

Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования. Они обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности. Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

Инклюзию в образовании отражают следующие принципы: признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов; повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни; реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой; избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности; анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников.

Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом; различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать; признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства; улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов; признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей; развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

Таким образом, суть данных принципов в доступности школьного образования для всех детей, проживающих рядом со школой. Должен быть обеспечен физический доступ учеников с ограниченными возможностями здоровья в школы — транспорт, пандусы, подъемники. Необходимо составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех учеников. Инклюзия – не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.

Нормативные документы по инклюзивному образованию

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ  «Об образовании в РФ», Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Конвенцией о правах ребенка. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В ст. 24 Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц. Стандарт является основой для разработки и реализации всех видов образовательных программ.

Наличие даже одного ребенка с ОВЗ в классе изменяет деятельность учителя, так как на уроке необходимо одновременно организовать несколько видов учебных ситуаций — индивидуальная работа учеников по освоению определенной части материала с помощью различных дидактических и технических средств (карточек, учебников, компьютера и т.д.);  учебная деятельность учащихся в подгруппах или парах; непосредственная работа учащимся с ОВЗ. Выполнение этих действий в одиночку достаточно затруднено, поэтому возникает вопрос о совместной деятельности учителя и специалистов сопровождения (психолога, логопеда, дефектолога, тьютора, социального педагога) и распределении между ними обязанностей и педагогических позиций на уроках. Причем ведущая роль учителя сохраняется, особенно во фронтальном изложении нового материала, обобщении его, проверке знания,  объяснении логики выполнения заданий для всего класса, но предусматривается возможность изложения этого материала  отдельно для ребенка с ОВЗ. Какова технология организации урока?

Советы психолога по организации урока

Во-первых, учитель сообщает ребенку название темы, выясняет, что учащийся уже знает, обсуждает рамки темы и планируемый результат. Учебный материал излагается небольшими фрагментами. После каждого фрагмента учитель осуществляет проверку его понимания. Во время объяснения учитель фиксирует основные моменты, понятия, схемы и т.п. в тетради ребенка. Для лучшего понимания и закрепления темы обязательно используется наглядный материал. В процессе изложения материала необходимо предусмотреть активное включение ребенка в учебную деятельность, например, привести примеры, восстановить  текст, сформулировать вопросы. Обязательно организовать закрепление изученной темы:  установить причинно-следственные связи между отдельными понятиями, сделать обобщение, решить аналогичную задачу.

В то время, когда учитель занят отдельными учениками, другие работают в парах, группах и индивидуально. Специалист сопровождения (ассистент) отслеживает и корректирует порядок взаимодействия ребят в парах и группах, оказывает помощь, организует рефлексию детьми своей деятельности, формирует у них умения вести диалог, задавать вопросы, осмысленно читать тексты, искать информацию в разных источниках, запрашивать помощь у товарища или взрослого, ставить задачу и определять последовательность действий по её решению, находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их и т.п. Ассистент может выполнять поручения учителя, например, осуществлять некоторые виды контроля, оказывать помощь учащимся в изучении содержания предмета. Но все же его главная функция — формирование универсальных учебных действий. Они нужны ученикам для качественной самостоятельной работы, плодотворного учебного сотрудничества в парах и группах и формирование надпредметного содержания образования.